Надо же, какой скромняга! Столько лет тушевался, а признался лишь сейчас. Это о выдающемся музыканте Поле Маккартни, который на днях заявил, что, дескать, именно он подбил своего друга по квартету “Битлз”, легендарного Джона Леннона на политику. Мол, до того, как в середине 60-х он, Пол, не побывал в гостях у известного английского философа и пацифиста Бертрана Рассела, который тогда ему рассказал об американской агрессии во Вьетнаме, никаких бунтарских помыслов ни у кого из битлов не было. Как вспоминает Маккартни, британские газеты в ту пору о той войне не писали, поэтому всё, о чём поведал Рассел, стало большой новостью. После он передал весь этот разговор с учёным Леннону. Тут и началось. Что ж, Пол, весьма почётно, раз так. ОТСЧЁТ СТАРТОВАЛ С ТОГО, что Леннон в знак протеста против поддержки Англией американской агрессии вернул Её Величеству свой Орден Британской империи. Скандал, разумеется, визг буржуев и всё такое. А лидер “Битлз” уже был в рядах борющихся за мир демонстрантов. Финансировал он и изготовление антивоенных плакатов. Позже в Штатах отстаивал гражданские права индейцев, обличал расизм… Но главное, его творчество наполнилось идейным смыслом. По одним только названиям песен, вошедших в репертуар, без сомнения, самого выдающегося за всю историю рок и поп-музыки ансамбля и в сольные альбомы его лидера Джона Леннона, можно судить, какой был этот смысл: “Революция”, “Дайте миру шанс”, “Герой рабочего класса”, “Власть народу”.
Всё это у нас довольно известно поколению 60—70-х. А вот нынешней молодёжи, похоже, не сразу понять, где тут лево, а где — право. Было дело, несколько лет назад влез в кадр британского телеобъектива, снимающего фильм о гастролях Пола Маккартни в России, музыкант Андрей Макаревич. Да влез с такой лихой компанией, которую если “развезёт”, то несёт — куда там Остапу! Представьте, здесь Михаил Сергеевич — затейник “перестройки”, деятели от музыкальной культуры Борис Гребенщиков и Артемий Троицкий, ещё какая-то там мишура помельче. И все в фильме битый час рассуждали о “Битлз”, а Пол, получается, приправлял действо песнями. И всё это показали по Первому каналу. И аккурат 7 ноября, когда у наших “демократов” случаются политические приступы “белой горячки”. Мол, смотрите, Пол в доску антисоветчик.
Особо творческие деятели, среди которых своим щуплым голоском егозил Макаревич, в одну трубу засвистели, затянули, загундосили просто выдающуюся ересь! Дескать, не кто иной, как группа “Битлз” и развалила Советский Союз. Послушал, дескать, народ битлов, очумел от буржуйских штучек и сбросил оковы коммунизма. Экий фортель! Нет, тут положительно нужны цитаты. Кто ж, если сам не слышал, поверит, что такое можно сообразить на троих по-трезвому?
Итак, Макаревич: “Я знал, что Советская власть рухнет… Мне кажется, рок-н-ролл и “Битлз” многое сделали для этого”. Да, сильна кавалерия! Но ведь Леннон в Штаты явился разбираться с капитализмом лично, а капитализму хоть бы хны. Пять пуль в спину музыканта — и вопросы сняты. Поди разберись, кто стоял за этим сумасшедшим убийцей Марком Чепменом?
А вот как заходился Троицкий: “Битлз” начали огромное движение в Советском Союзе. Это движение объединило… миллионы молодых людей, которые стали, как говорили журналисты, внутренними эмигрантами. Они всё ещё жили в Советском Союзе, но мыслями и душой они были где-то ещё”. Неужели прямо в колыбели “великой четвёрки” — рабочих кварталах Ливерпуля середины 50-х, когда, по воспоминаниям самих битлов, “стакан сахара невозможно было достать”, а, например, в колледже, где учился Джон Леннон, “рок-н-ролл слушать было запрещено”?
А вас, Борис Борисович, за что же вас так осенило?! Гребенщиков: “Все были в восторге от этой нежной интервенции… Поэтому произошло неизбежное — режим пал… Рок-н-ролл во главе с “Битлз” возвращал культуру народу. Они говорили: давайте, это всё ваше. Вы должны заявить о своих правах”. Нет, с тем, что главный битл Леннон говорил на самом деле, я вас, Борис Борисович, познакомлю. Приготовьтесь.
Есть интервью, которое в 1971 году лидер “Битлз” вместе со своей женой Йоко Оно дал андеграундному лондонскому журналу “Red Mole”. Вот несколько выдержек оттуда:
Леннон: “Будучи выходцем из рабочего класса, я всегда интересовался Россией и Китаем и всем, что имеет отношение к рабочему классу… В коммунизме западного образца мы должны будем создать фигуру Отца (вождя.— А.О.) из самого рабочего класса… Все революции случались, когда Фидель, или Маркс, или Ленин, или ещё кто-нибудь, кто был интеллектуалом, оказывался в состоянии пробиться к рабочим… И рабочим становилось ясно, что они находятся в угнетенном состоянии. Однако у нас они еще не проснулись… Как бы то ни было, революционеры должны прийти к рабочим, даже если рабочие сами не идут к революционерам… Если мы возьмем власть в Британии, нам предстоит очищение от буржуазии и поддержание у людей революционного сознания… Как сказал Маркс, “каждому — по потребностям”. Я думаю, что это может хорошо сработать у нас. Но мы обязательно должны пробраться в армию…
Корр.: …Было время, когда “Битлз” крутили на “Голосе Америки”.
Леннон: Русские из этого заключили, что мы были роботами капитализма, которыми, я думаю, мы действительно были”.
Да-да, это тот самый Джон, что по “демократической” версии — первый разрушитель коммунизма. Каково! И ведь наши говоруны, у которых языки не чище кладбищенской лопаты, и здесь не чихнут со стыда. Поди ж, и на Кубе на отдыхе бывали и видели, какой в Гаване сооружён памятник Леннону. Но для политической шельмы даже бронза не факт. Команданте Фидель лично тот памятник открывал и сказал по этому случаю: “В мире много музыкантов. Они прекрасные профессионалы. Но Джона Леннона я ставлю выше всех за его идеи… Я — мечтатель, который увидел, как его мечты претворяются в жизнь”.
Так что не клеится на Джона ваша чёрная стряпня. Не удастся вам напялить грязный халат могильщика СССР и на Пола. А, похоже, здорово хотелось. И не однажды. Как-то раз подключили сюда даже главный калибр буржуазного агитпропа. Помнится, перед началом своего концерта в Петербурге вышел Маккартни на прямую связь со студией Первого канала, где тихо-мирно шла передача Владимира Познера. И вдруг ведущий вворачивает музыканту скользкий вопросик: “Когда-то вы написали песню “Назад в СССР”. Вот сравните ваше отношение к Советскому Союзу тогда и к России сегодня. И, может быть, вы напишете песню “Назад в Россию”?
Пол моментально раскусил провокацию. “Вряд ли”, — ответил он. И спокойно объяснил, почему в 60-х появилась ставшая впоследствии знаменитой его с Ленноном песня “Назад в СССР”: “Чтобы люди видели, что Россия — это не загадочная страна, а прекрасная страна… В общем-то, мы пытались привнести определенный юмор в ту серьезную ситуацию, которая была тогда, чтобы российские люди и люди на Западе имели хорошие чувства относительно СССР”.
Вот после и долдонь, что Пол и его друзья — разрушители. Впрочем, телевизионщики этот, по-путински говоря, “глоток свободы” закупорили незатейливо и быстро. Взяли и вырезали интервью Маккартни из расшифровки передачи, которую вывешивают на сайте Первого канала. И лишь после того, как наши битломаны подняли шум в Интернете и зазвонила левая пресса, интервью на положенное место вернулось.
Почему вспомнились эти истории? Тут недавно узнал, что песня “великой четвёрки” “Назад в СССР” появилась в репертуаре дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. А это уже ближе к делу. Верно, Джон?
Александр ОФИЦЕРОВ.
Газета «Правда»,
№9, 2009г.
click here